Мелколет - Главная     Мелколёт_____Практика______Вертолетные термины и жаргон 

 

     Теория     Практика     Магазин     Контакты

 

Вертолетные термины и жаргон

 

Микровертолет - сильно уменьшенное подобие настоящего вертолета. И младший брат крупной RC-модели. Поэтому основные термины для описания матчасти и нюансов полета у него те же, хотя применяются менее строго и научно. Да и меньше их, поскольку деталей меньше, а конструкция проще. Знать эти термины необходимо, как всякий профессиональный жаргон. Иначе не понять - о чем беседуют вертолеччики...

Полный список деталей есть в мануале к любому Блейдовскому микроверту. Раскрыть хочется иное: жаргон и аббревиатуры.

Соосник - вертолет соосной схемы. Имеет два ротора (верхний и нижний). Роторы вращаются навстречу друг другу и компенсируют взаимно реактивный момент.

Классика - вертолет "классической" схемы, имеющий один основной ротор и ротор поменьше на хвосте, для компенсации момента вращения главного ротора.

FP - "fixed pitch". Схема ротора, имеющего постоянный угол лопастей к плоскости вращения. Изменение тяги происходит только за счет изменения скорости вращения ротора.

CP - "collectiv pitch". Схема ротора, при которой лопасти могут менять угол относительно плоскости вращения. Скорость вращения при этом постоянная, тяга изменяется поворотом лопастей. 

Тангаж - Elevator. Наклоны вертолета вперед/назад

Крен - Aeleron. Наклоны вертолета влево/вправо

Рудер - Rudder. Поворот вокруг вертикальной оси 

Триммер - поправочный ползунок на пульте, позволяющий поправлять ("триммировать") нулевое положение стика управления. Необходимо для согласования пульта и конкретного вертолета, поскольку матчасть вертолета всегда неидеальна.

ОР - основной ротор. Собственно, большой винт на вертолете классической схемы.

ХР - хвостовой ротор. Небольшой винт на хвосте классических моделей.

ВР и НР - верхний и нижний роторы на сооснике.

Тарелка - рабочая часть автомата перекоса, накреняет плоскость ротора относительно вертолета и позволяет перемещаться вперед/назад и вправо/влево.

Серва - сервопривод. Электромеханическое устройство, переводящее сигнал управления в перемещение тарелки или иной части.

Канопа - наружний корпус спортивного вертолета, закрывает элементы управления и мотор спереди и сбоку. Сзади канопа обычно разомкнута, чтобы не мешать быстрому доступу при настройке.

Флайбар - горизонтальный штырь с грузами, вращающийся одновременно с ротором, но связанный с ним нежесткой связью. Это механический гироскоп, который всегда стремится сохранять горизонтальное положение. Тем самым поправляя и демпфируя наклоны плоскости ротора.

FBL - "flybarless". Электронное устройство, заменяющее обычный флайбар. Работает точнее, но капризнее и требовательнее к матчасти и управлению. 

Вис, висеть в точке - нахождение вертолета в воздухе в неподвижном положении. Легко доступно на сооснике, но требует усилий для классики.

Инверт - полет вверх шасси и вниз ротором. Требует наличия СР, поскольку в инверте шаг лопастей обратный обычному полету.

3D - фигуры пилотажа, предполагающие способность к инверту. 

2D - фигуры пилотажа без инверта, доступные большинству самых простых микровертолетов.

Блинчик - "летать блинчиком". Полет по кругу в одной плоскости. Одна из первых фигур для освоения. 

Хвостом к себе - самый простой метод пилотирования, при котором вертолет избегает поворотов вокруг вертикальной оси и всегда обращен к пилоту хвостом. 

Канопой вперед - следующая ступень при освоении, когда вертолет ориентирован по направлению полета ("как настоящий"). Самое трудное для ученика - мгновенно понимать где лево, где право, когда вертолет смотрит на него канопой.

Normal/Idle - переключатель режимов полета на вертолете с СР. В Нормальном (взлетном) режиме тяга регулируется как оборотами моторами, так и шагом лопастей. В Idle (полетном) режиме обороты не меняются, тяга изменяется шагом. Предназначен для полетов в инверте и 3D. 

Hold - "дернуть холд". Выключение моторов вертолета. На вертолете с СР это единственный способ спасти вертолет при падении, поскольку сброс газа просто поменяет шаг лопастей. На микровертолетах с FP аналогично сбросу газа (хотя щелкнуть тумблером Hold иногда быстрее...)

Расходы - плохопереводимый термин. "Двойные расходы" означают максимальный отклик сервы на сигнал с пульта. "Половинные расходы" - уменьшенный отклик. Регулируются настройками пульта.

Экспоненты - степень реакции на движение стика. Можно настраивать на программируемых пультах.

Унитаз - TBE. Характерный баг висения, при котором вертолет самостоятельно описывает круги в горизонте, сохраняя направление корпуса. Возникает из-за паразитных моментов в роторе моделей с фиксированным шагом и самостабилизацией.





 

 

Хостинг от uCoz